Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому



Две тыщи годов назад здесь пролегал Величавый шелковый путь, по которому шли караваны с продуктами из Китая. На данный момент тут волшебство инженерной мысли — полторы тыщи км асфальтового полотна, проложенного по непролазной местности, вдоль глубочайших ущелий и быстрых горных рек, мимо нескончаемых льдов и самых больших гор нашей планетки.

Почему стоит узреть Каракорумское шоссе и как это создать, нам сказал путник, журналист и наш неизменный создатель Паша Морковкин. Непременно подпишитесь на его канал в телеграме @Trips and quips.

Каракорум: с что все началось

В регионе, где соприкасаются Таджикистан, Пакистан, Афганистан и Китай, сходятся три высокие горные системы: Гималаи, Каракорум и Гиндукуш. Из 14 восьмитысячников нашей планетки 5 находятся конкретно здесь, в том числе и 2-ая верхушка мира — Чогори (К2). Труднопроходимый рельеф сформировал тут контрастную демографическую карту с различными народами, которые молвят на непохожих языках и имеют хорошие традиции.

Столетиями тут пролегал маршрут Величавого шелкового пути. В Синьцзяне, на западе современного Китая, одна из его веток шла в Центральную Азию и далее в Европу, а иная пересекала Каракорумский хребет, и по ней грузы шли к портам Аравийского моря. Вдоль всего Каракорумского шоссе есть монументы, оставленные негоциантами и паломниками из различных уголков Азии; неким из их больше 2-ух тыщ лет.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Прямо до 2-ой половины XX века в данной нам части Пакистана не было обычных дорог. Но в 1947 году он стал независящим государством и растерял дорогу к своим северным территориям: во времена английского правления маршрут пролегал через индийский город Сринагар. Так как Индия тоже обрела независимость, пакистанцам срочно пришлось прокладывать иной маршрут, и их инженерные войска принялись расширять для джипов имеющиеся караванные пути.

В 1958 году в равнине реки Инд начинают строить 1-ый участок той дороги, которая через 20 лет станет Каракорумским шоссе. В 1965 году стройку прервалось из-за войны с Индией, но в последующем году, когда военные инженеры возвратились к работе, план стал намного грандиознее.

На первом шаге планировалось выстроить дорогу, по которой смогли бы ездить грузовики, дотянуть ее до китайской границы и соединить с трассой, идущей с той стороны. В 1971 году эту фазу окончили, и в летнюю пору из Китая поехали 1-ые грузовики с продуктами. Тогда же строители приступили ко 2-ой части плана, согласно которой дорогу предполагалось перевоплотить в шоссе. В декабре работы снова пришлось оборвать из-за очередной войны с Индией.

Опосля разгромного поражения, с опустевшим муниципальным бюджетом, продолжать стройку было трудно, потому пакистанское правительство обратилось за помощью к Китаю. Большая часть пакистанского участка шоссе построена конкретно китайскими рабочими: их было около 10 тыщ против 6 тыщ пакистанцев, а еще около 6 тыщ местных делали вспомогательные работы. Благодаря совместному проекту дорога получила свое 2-ое заглавие — «Шоссе китайско-пакистанской дружбы». Больше 400 человек (по остальным источникам — больше тыщи) погибло во время строительства дороги. Вдоль всего шоссе можно узреть монументы сиим рабочим.

В 1978 году стройку было завершено. Каракорумское шоссе — часть китайской дороги G314. Оно начинается в городке Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и тянется на юг через Ташкурган. Пограничный переход — на Хунжерабском перевале, высота которого — 4693 метра над уровнем моря.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Хунджерабский перевал

В Пакистане дорога совпадает с государственным шоссе N35 и идет мимо городов Каримабад и Гилгит. Пакистанский конец Каракорумского шоссе (в процессе строительства его не раз переносили южнее) находится в городке Хассан-Абдал в 40 километрах на северо-запад от Исламабада. Тут дорога упирается в национальное шоссе N5, которое отчасти проходит по Величавому колесному пути, другому старому маршруту — из Кабула через Пешавар, Лахор, Разделяй и Калькутту в бангладешский Кокс-Рынок.

Для чего совершенно двигаться в Пакистан: 7 обстоятельств от Паши Морковкина

В новеньком тысячелетии Каракорумское шоссе опять перестроили: обе страны условились привести дорогу к китайским эталонам. Трасса стала в три раза обширнее, и сейчас воспользоваться ей можно даже при экстремальных погодных критериях.

Каракорум и туризм

На данный момент шоссе становится все наиболее пользующимся популярностью туристским направлением. Здесь есть и пестрый этнографический спектр, и куча исторических реликвий, и неописуемая природа. Любители активного отдыха могут избрать для себя маршрут по вкусу, а кто поленивее — посиживать в небольшом кафе одной из горных деревенек и наслаждаться умопомрачительными пейзажами. Шоссе {само по себе} перевоплотился в достопримечательность, и для почти всех туристов проехать эту трассу на велике либо байке сделалось отдельным приключением.

Совет: наилучшее время для путешествий по Каракорумскому шоссе — с мая по октябрь. В остальное время проезд через Хунджерабский перевал закрыт для туристов, ну и погода не особо подходящая.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Это довольно цивилизованный регион, и передвигаться по шоссе просто можно на публичном транспорте. Правда, его расписание нередко оставляет желать наилучшего: время от времени в подходящем направлении идет всего один автобус в денек. В таковых вариантах выручает автостоп. Благодаря восточному радушию он работает непревзойденно, ну и сами пакистанцы нередко передвигаются на попутных машинках. Исключение составляют только несколько мест, где без помощи других передвигаться туристам запрещено. О их мы непременно поведаем ниже.

Главные достопримечательности Каракорумского шоссе

Таксила

Городок недалеко от Хасан-Абдала. Это еще не Каракорумское шоссе, но довольно приметное пространство, чтоб о нем не упомянуть.

Люди заселили эту местность больше 5 тыщ годов назад. На местности Таксилы сохранились монументы различных периодов истории — от неолитических могильников до руин нескольких городов, существовавших здесь около 2-ух тыщ годов назад, и буддийских ступ. Ислам возник в данной нам стране лишь в Средние века, а вот буддизм существовал еще до нашей эпохи. Исторические развалины Таксилы внесены в Перечень Глобального наследства ЮНЕСКО.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Осмотр идеальнее всего начинать с городского музея. Снутри можно получить представление о истории городка, а снаружи — условиться о экскурсии с таксистом, если у вас нет собственного транспорта. Таксильские достопримечательности находятся друг от друга на расстоянии нескольких км, потому, если обходить их пешком, придется издержать целый денек. Вообщем, все знаковые места находятся поблизости дороги, на которой работает автостоп.

Хасан-Абдал

Исходный — ну, либо конечный — пункт Каракорумского шоссе. Хасан-Абдал несколько уступает Таксиле в древности и количестве уцелевших монументов Буддийских памятников здесь не осталось, но сохранилось несколько религиозных объектов. 1-ый — святыня средневекового суфийского проповедника бабы́ Вали Кандагари.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

2-ой — одно из важных мест для сикхов, гурудвара Панджа-Сахиб. В ней хранится отпечаток ладошки, который, как считается, принадлежит гуру Нанаку, основоположнику сикхской религии. И бабá Вали Кандагари, и гуру Нанак жили тут в одно время, и их конфликты на почве религиозных разногласий даже легли в базу огромного количества местных легенд.

Абботтабад

Пакистанский окружной центр, который стал известен всему миру в 2011 году, когда южноамериканский спецназ убил тут Усаму бен Ладена. К огорчению, поглядеть на дом фаворита «Аль-Каиды» не выйдет: спустя год опосля военной операции дом разрушили.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Чилас

В округах этого малеханького города много петроглифов, датированных VII веком до нашей эпохи. Паломники, торговцы и военные веками оставляли тут картинки и надписи на различных языках. Бόльшая часть — это изображения военных сцен, буддийских ступ и горных козлов, которые числятся эмблемой плодородия и обилия.

Первую галерею петроглифов можно найти, если отъехать от городка на километр в сторону Китая. Часть из их видны с шоссе, но лучше сойти с дороги и без помощи других изучить местность. 2-ое пространство, в каком сконцентрированы картинки, находится в паре км далее, где влево уходит мост через реку Инд. Тут петроглифы можно узреть на обоих берегах.

«Фэйри Медоуз» и базисный лагерь Нангапарбат

«Фэйри Медоуз» (Fairy Meadows) — самая пользующаяся популярностью природная достопримечательность пакистанского севера. Отсюда просто можно добраться до базисного лагеря горы Нангапарбат, девятой верхушки мира и самого западного пика Гималайского хребта.

Поначалу нужно доехать до моста через Инд около реки Райкот (Raikot Bridge). Тут от Каракорумского шоссе на юг отходит дорога к «Фэйри Медоуз». До самих лугов — около 20 км, но ни пройти пешком, ни проехать на своей машине не получится. Типо для вашей сохранности правоохранительные органы просит арендовать внедорожник. Стоимость таковой поездки — около 50 баксов в оба конца, взять билет в одну сторону не получится. Вообщем, если вас несколько человек, то вы можете поделить эту сумму на всех. От конечной остановки внедорожника придется идти пешком еще два часа — и вы наконец в лагере «Фэйри Медоуз» и сможете наслаждаться альпийскими лугами на фоне заснеженной гималайской верхушки.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

В 5 километрах южнее еще есть один лагерь, «Бейал» (Beyal Camp). Там нет электро энергии, зато меньше туристов, еще уютнее и от него поближе к Нангапарбат. За восемь часов вы просто успеете сходить к базисному лагерю и назад.

Если желаете сберечь средства и избежать гулких туристских толп, то можно подобраться к Нангапарбат с южной стороны. Для этого нужно проехать на 14 км далее Райкота и свернуть вправо на дорогу, ведомую к городку Астору (Astore). Опосля Астора дорога идет 20 км на юг, сворачивает на запад к поселку Таришинг (Tarishing) и завершается. В Таришинге есть один отель, в каком можно тормознуть. Тут правоохранительные органы тоже может добиваться нанять гида, но здесь все не так строго, как на пути к «Фэйри Медоуз». От услуг гида можно отрешиться, но 1-го полицейского в сопровождение вы получите непременно. Вообщем, эта «услуга» в Пакистане бесплатная. От поселка до южного базисного лагеря и вспять — около 6 часов.

Гилгит

Относительно большой город на берегу одноименной реки, столица пакистанской провинции Гилгит-Балтистан. Сам Гилгит не особо примечателен: пыльные улицы с торговыми рядами, насыщенным трафиком и минимумом достопримечательностей. Зато в какую сторону ни взгляни — везде горы. Тут уже ощущается приближение Китая и Средней Азии как минимум в виде кафе с китайской и уйгурской кухней.

В городке стоит оглядеть английское кладбище, где похоронены английские путники и бюрократы, также местные христиане и один новозеландский турист, погибший 18 годов назад. С эстетической точки зрения ничего особо приметного, зато захватывающие биографии похороненных тут людей можно прочитать на особом щите.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Река Гилгит и город Гилгит, Пакистан

В примыкающем городе Даньор есть китайское кладбище (China Yadgar), на котором погребены 140 людей КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира), погибших во время строительства Каракорумского шоссе. Самый красочный путь туда из Гилгита — по навесному мосту: это самый северный мост через реку Хунза около Каракорумского интернационального института.

Самое увлекательное в городке и округах — это скальный барельеф каргахского Будды (Kargah Buddha) приблизительно в 5 километрах от Гилгита. Неподалеку от подножия горы находится к тому же археологический монумент Наупура (Nawpura) с руинами буддийской ступы. Вообщем, «руины» очень звучное слово для того, что дожило до наших дней. Но из этого места открываются дивные виды на равнину реки Гилгит.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому
Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Смотровая площадка «Ракапоши»

В 73 километрах по шоссе от Гилгита, около города Гульмет (Ghulmet), находится смотровая площадка «Ракапоши» (Rakaposhi Viewpoint), откуда раскрывается вид на заснеженную вершину каракорумского семитысячника.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Базисный лагерь «Ракапоши»

Если проехать на два километра далее от смотровой площадки, то от шоссе вправо будет идти дорога к поселку Минапин (Minapin). Здесь останавливаются все желающие отправиться в путешествие к базисному лагерю.

Дойти от Минапина до лагеря и назад можно за один денек. Вообщем, есть и те, кто растягивает это наслаждение, поэтому что подъем тут довольно крутой. В 1-ый денек можно не спеша добраться до лагеря «Хапакун» (Hapakun), в каком есть несколько времянок — в разгар сезона местные обитатели оборудуют их под ночлежки и кафе. Плюсы этого варианта в том, что если выйти из «Хапакуна» пораньше, то в базисный лагерь попадаешь в первой половине денька, когда погода лучше, небо яснее и пейзажи куда живописнее.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Каримабад

Пожалуй, наилучшее пространство на всем Каракорумском шоссе, хотя и переполненное туристами.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Тут живут буриши, они же хунза, исповедующие исмаилитский ислам и говорящие на изолированном языке бурушаски. В вебе эти люди известны тем, что едят абрикосы, живут по 120 лет и при всем этом не хворают и сохраняют бодренький вид до самой погибели. На различных веб-сайтах можно повстречать практически однообразные тексты о «загадочном племени хунза, тайну которого не могут разгадать ученые» — просто вбейте в Google запрос «племя долгожителей хунза». К действительности это, естественно, имеет не достаточно дела: хворают они с таковой же периодичностью, как и другие люди. Замечательное разоблачение данной нам легенды написал путник Сергей Бойко.

Юные дамы у буришей нередко прогуливаются с непокрытой головой, а старые обычно носят классические уборы. Местное население толерантно относится к чужому наружному виду — почти все туристы, даже пакистанцы, прогуливаются в маленьких шортах. Буриши изготавливают и продают вино, хотя им как мусульманам созодать это запрещено пакистанскими законами.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

В Каримабаде из хоть какой точки городка открываются совсем потрясающие виды на шести- и семитысячники с белыми верхушками.

Из рукотворных достопримечательностей увлекательны два форта. Форт Балтит (это прежнее заглавие Каримабада) был построен еще в XIII веке. Он живописно размещен над городом у подножия пика Ултар. На местности форта на данный момент находится музей, и подняться туда стоит хотя бы ради видов на равнину Хунза.

2-ой форт, Алтит, на 200 лет старше. Он увлекателен тем, что не размещен раздельно, а окружен поселком с яркими каменными домами. По узеньким улицам ходят хунзакутские дамы в национальны одеждах. Но, к огорчению, фотографировать там запрещено. Поселение веками служило базой для буришей, которые грабили проходящие сиим маршрутом торговые караваны. Из деревни раскрывается вид на идущее по обратному берегу Хунзы Каракорумское шоссе.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Священная гора Хунзы

Еще одна коллекция петроглифов, в главном датируемых первым тысячелетием нашей эпохи. Пространство именуется Хальдейкиш (Haldeikish), либо Священная гора Хунзы (Sacred Rock of Hunza). Она находится практически напротив форта Алтит. Для попадания к горе нужно из Каримабада возвратиться на Каракорумское шоссе, переехать по мосту на иной сберегал Хунзы и двигаться еще около километра в сторону Китая.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Озеро Аттабад

Озеро Аттабад с неописуемо голубой водой — одно из самых прекрасных мест северного Пакистана. Оно возникло 10 годов назад, опосля того как 4 января 2010 года мощнейший сель заблокировал реку Хунза. Во время катастрофы погибло 20 человек и на сто процентов была уничтожена деревня Аттабад, в честь которой и окрестили новейший водоем. Позднее расширившееся озеро затопило еще несколько деревень и часть Каракорумского шоссе, единственной дороги, соединяющей Пакистан с Китаем.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Пригодилось больше 5 лет, чтоб выстроить тоннель и вернуть движение. Все это время по озеру прогуливались лодки, перевозившие пассажиров, грузы и даже машинки. Старенькый маршрут можно узреть на Google-картах, где он обозначен пунктирной линией, идущей вдоль водоема. Мелкие лодки есть на озере и на данный момент, но сейчас это развлечение для туристов, а совершенно не актуальная необходимость.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Мост Хуссейни

Легкий адреналиновый аттракцион — пешеходный навесной мост через реку Хунзу около села Хуссейни. Когда идешь по нему, он бодро раскачивается. При всем этом нужно повсевременно глядеть для себя под ноги, где промежутках меж древесными перекладинами течет горная река.

К слову, относительно не так давно мост отремонтировали. Сейчас доски на нем новейшие, а место меж ними — у́же. Местные прогуливаются по нему любой денек, ловко перешагивая с деревяшки на деревяшку, и поэтому похихикивают над неловкими перепуганными туристами.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Пассу

Ваханская деревушка в равнине Хунзы. Здесь увлекательны старенькые каменные дома, которые ранее были жилыми, а на данный момент употребляются как склады. Из хоть какой точки селения видна скалистая гора с заглавием Собор Пассу (Passu Cathedral).

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Рядом с Пассу находится одноименный ледник. Нескончаемые льды оказываются не весьма нескончаемыми и равномерно тают, потому с каждым годом идти из деревни приходится все подольше.

Если вы пропустили мост в Хуссейни, то сможете нагнать упущенное тут: мост в Пассу имеет такую же буквально систему.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Сост

Пункт миграционного контроля с пакистанской стороны. Едете ли вы в Китай либо просто желаете поглядеть на Хунджерабский перевал на границе — для вас нужно зарегистрироваться. Люди, покидающие Пакистан, здесь же проходят выездной паспортный и таможенный контроль. Из Соста отправляются автобусы в китайский Ташкурган. Если вы собираетесь ими пользоваться, то стоит приехать рано с утра либо провести в Состе ночь (то есть темное время суток).

Хунджерабский перевал

Высота перевала — 4693 метра над уровнем моря. Из-за этого Каракорумское шоссе время от времени именуют самой высочайшей асфальтированной интернациональной дорогой. Это не совершенно правильно. К примеру, одна из асфальтированных дорог меж Чили и Аргентиной проходит через перевал Сан-Франциско на высоте 4726 метров, но это никак не преуменьшает неповторимость Хунджераба.

У здоровых людей, быстрее всего, не возникнет заморочек с горной заболеванием, но в пограничном терминале на всякий вариант установлены даже кислородные маски.

Крайний объект на пакистанской стороне — банкомат Государственного банка Пакистана с табличкой, утверждающей, что это самый высочайший банкомат в мире. Дальше находится арка под заглавием «Врата Китая» (China Gate), на фоне которой постоянно много пакистанских туристов, делающих селфи. За аркой размещен китайский пограничный терминал, с иной стороны которого буквально таковая же масса туристов, но сейчас уже китайских.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Хунджерабский перевал со стороны Китая

В терминале вы проходите 1-ый кропотливый таможенный контроль. Если вы едете на автобусе, то к для вас в машинку подсядет китайский боец, и вы отправитесь далее в его сопровождении. Если же вы добираетесь на своем транспорте, то для вас нужно заблаговременно условиться с китайской туристской компанией, чтоб вас повстречал гид и сопроводил до Ташкургана.

Ташкурган

Сходу опосля заезда в город вы попадаете в так именуемый порт Хунджераба (Khunjerab Port). Тут вас и ваш багаж, включая содержимое девайсов, снова старательно изучат, а потом поставят въездной штамп в паспорт. Сейчас вы официально на местности Китая и сможете передвигаться без помощи других.

Соответственно, если вы едете по Каракорумскому шоссе с севера на юг, то для вас придется брать билет на автобус в Ташкургане либо договариваться с местным гидом, чтоб он аккомпанировал вас до фактической границы.

Ташкурган находится на высоте 3094 метра над уровнем моря, и здесь ожидаемо холодно. Это весьма маленькой городок, и обойти его пешком можно практически за несколько часов.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Из достопримечательностей есть развалины крепости возрастом около 2500 лет. У ее основания сохранилось несколько маленьких и ярких глинобитных домиков, в неких из их до сего времени живут люди.

Огромную часть обитателей составляют памирские народы сарыкольцы и ваханцы, которых в Китае записывают таджиками либо горными таджиками. Памирские дамы нередко носят классические платьица либо как минимум головные уборы, а вот мужчины предпочитают европейскую одежку, естественно, китайского производства.

Озеро Каракёль

Живописное озеро на высоте 3600 метров. Дико фотогеничные рисунки голубой плоскости на фоне белоснежных пиков. На берегу озера есть юрты, в каких можно переночевать.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Озеро Булунгкёль

Очередное горное озеро, особо расписывать здесь нечего. На Каракорумском шоссе куда ни ткни, всюду прекрасно, а участок меж Ташкурганом и Кашгаром — один из самых красивых.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Кашгар

Кашгар чуток больше похож на китайский город, чем Ташкурган. Здесь есть скульптура Мао, плотный трафик на дорогах и незначительно китайцев, тех, которые национальности хань.

Исторически этот город населен уйгурами. Они молвят на тюркском языке, пишут арабской вязью, исповедуют суннитский ислам и снаружи больше напоминают киргизов либо узбеков, чем обитателей Пекина. О уйгурах в крайнее время нередко пишут почти все медиа из-за репрессий против их со стороны китайского правительства. Из-за этого в городке особенная атмосфера, много блокпостов и полицейских на улицах.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Кашгару приблизительно 2000 лет. Самое увлекательное тут — Старенькый город. По последней мере так было до 2009 года, когда власти решили снести старенькые дома и выстроить на их месте новейшие. Улицы стали обширнее, дома ухоженней, а Старенькый город перевоплотился в пользующуюся популярностью туристскую достопримечательность. Новодел снабдили нужной инфраструктурой: указателями и картами, сувенирными лавками, туалетами. Это, естественно же, повысило удобство для толп туристов, рыщущих с моноподами в руках, но на сто процентов уничтожило атмосферу места. На всей местности Старенького городка осталось практически несколько кварталов, до которых не добрались реконструкторы. Там все смотрится куда колоритнее.

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому

Реальная аутентичная культурная достопримечательность на всем шоссе — воскресный скотный рынок на окраине городка. Сотки уйгуров, торгующих самыми различными звериными от овец и коз до верблюдов и яков, прилавки с уличной пищей, пыль, грязюка, запах и непередаваемый местный спектр.


На такую поездку будет правильным закладывать не наименее 7 дней, заблаговременно создать пакистанскую и китайскую визы, а для тех кто движется без помощи других на машине, велике либо байке будет нужно отыскать для себя китайского гида. Поездка по Каракорумскому шоссе — это неповторимый и весьма крутой опыт, а на самом шоссе все неопасно и расслабленно. О том, как поехать в Пакистан читайте в нашем большенном разборе.


Отыскиваете наилучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать всюду, но в особенности комфортно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там прекрасно!