В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и



Микеланджело Меризи да Караваджо прославился не только лишь своими чувственными и безжалостными полотнами, да и скандальной биографией. Его именуют первым представителем богемы: он жил как желал, не принадлежал ни к одной художественной школе, религиозные образы писал с обыденных людей непонятной репутации, водил дружбу с реальными бандитами, а еще повсевременно дрался и даже убил человека.

При всем этом удачно делал церковные заказы и воспользовался расположением самых влиятельных людей собственного времени, которые, к слову говоря, часто и выручали его из различных передряг.

В историю искусства Караваджо вошел не только лишь как превосходный живописец, да и как нескончаемый беглец. За свои недолгие 38 лет он успел пожить в Милане, Риме, Неаполе, на Сицилии и Мальте.

Что все-таки принуждало Караваджо срываться с насиженного места и всякий раз начинать все поначалу? Страшный нрав, неуемные амбиции и тяга к приключениям. О наследстве Караваджо, разбросанном от северной Италии до Мальты, ведает Елизавета Климова, создатель проекта «Сумасшедшие будни искусствоведа».

Караваджо в Милане

Все началось с Милана, куда молодой живописец приехал из города Караваджо на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) к почетаемому мастеру Симоне Петерцано. Милан в конце XVI века представлял собой город, полный насилия и беззакония, которым управляли испанцы. Так что логично, что опосля окончания учебы взбалмошный Караваджо мгновенно вляпался в большие проблемы: вступил в стычку, закончившуюся кровопролитием, за что и угодил в кутузку. Пробовать выстроить карьеру с таковой репутацией в столице Ломбардии было нереально, потому, отсидев положенный срок, живописец отправился в Рим в поисках наилучшей толики.

К огорчению, никаких ранешних работ Караваджо в Милане не сохранилось, зато в наикрупнейшей художественной галерее, пинакотеке Брера (via Brera, 28), находится прекрасное полотно «Ужин в Эммаусе» 1606 года. На холсте изображена встреча воскресшего Христа с учениками, но заместо надежды и радости на ней царствуют мрачное одиночество и предчувствие будущих скитаний, которыми была так богата жизнь художника. Также в галерее есть целый зал с полотнами последователей и современников Караваджо, ну и совершенно музейная коллекция пестрит шедеврами, начиная от Рафаэля и Беллини и заканчивая Модильяни.

Художественная галерея пинакотеке Брера (via Brera, 28), полотно «Ужин в Эммаусе»

Почитать по теме : Гид по современному Милану: дизайн, искусство и пища

Караваджо в Риме

Риму издавна нужен был таковой реформатор, как Караваджо. Естественно, фуррор пришел не сходу. Поначалу пришлось поработать на подхвате у остальных живописцев, но зато Караваджо сумел отточить собственный стиль и даже изобрести парочку новейших жанров. Знакомство с кардиналом Франческо Марией дель Монте в корне изменило жизнь начинающего художника: он переехал под крылышко собственного покровителя в палаццо Мадама на piazza Castello (на данный момент там находится резиденция итальянского Сената), где благополучно прожил 6 лет, и стал вхож в высшее общество Рима. Хотя веселиться он как и раньше предпочитал с друзьями-головорезами, проводя время за азартными играми, опьяненными дебошами либо в объятиях куртизанок.

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Палаццо Мадама на piazza Castello

С 1504 года Караваджо в конце концов снял для себя жилье на vicolo del Divino Amore, 19, в каком устроил мастерскую по собственному разумению, а конкретно: прорубил в потолке окно, чтоб свет падал с подходящей стороны. Хозяйку дома это, мягко говоря, не порадовало, но такой уж был Караваджо. На данный момент прошлый дом художника находится в личной принадлежности, так что вовнутрь попасть не получится, зато можно походить по окружении. Наилучшие работы Караваджо представлены в 3-х соборах Рима и, что в особенности приятно, попасть туда можно совсем безвозмездно.

Caravaggio's World

Сперва следует отправиться в капеллу Контарелли (piazza San Luigi de’ Francesi, 2) при церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Заказ 3-х больших полотен с жизнеописанием апостола Матфея стал давно ожидаемым прорывом для Караваджо. Опосля этих картин о нем заговорили как о pittore celebre — признанном мастере.

Самая популярная из 3-х работ — «Призвание святого Матфея». В сумрачном подвале собиратель податей Матфей со своими подельниками считает награбленные барыши, когда там возникают Христос и святой Петр. Спасатель показывает на Матфея, призывая его идти за собой. Жест Христа стопроцентно повторяет жест Адама с фрески в Сикстинской капелле величавого тезки художника Микеланджело Буонарроти. В данной нам работе Караваджо употреблял один из собственных фирменных приемов, кьяроскуро, доведя контраст меж светом и тьмой до абсолютного предела. И непопросту: и свет, и тьма выступают только в символической роли.

Caravaggio

В соборе Санта-Мария дель Пополо (капелла Черази, piazza del Popolo, 12) находятся «Распятие святого Петра» и «Воззвание святого Павла по дороге в Дамаск» («Почему ты расположил в центре полотна лошадка, а святого Павла изобразил на земле?» — «Поэтому!» — «Разве лошадка — бог?» — «Нет, но она стоит в божественном свете!»).

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Собор Санта-Мария дель Пополо, картина «Воззвание святого Павла по дороге в Дамаск»

В Сант-Агостино (via dei Pianellari) — «Мадонна Пилигримов» (Мадонна ди Лорето), списанная с куртизанки Елены Антоньетти, любовницы Караваджо. Ох уж эти грязные пятки оборванцев-пилигримов, склонившихся перед девой Марией! Сколько о их было дискуссий!

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Церковь Сант-Агостино (via dei Pianellari), картина «Мадонна Пилигримов»

В Риме достаточно много музеев с картинами Караваджо. Обойти их за одну поездку навряд ли получится, но заглянуть хотя бы в несколько непременно необходимо.

В галерее Боргезе (piazzale del Museo Borghese, 5) можно отыскать целых семь (!) полотен скандального гения, посреди которых именитые «Парень с корзиной фруктов» и «Нездоровой Вакх», считающийся автопортретом художника, «Мадонна со змеей» (Мадонна Палафреньери), провисевшая в соборе Святого Петра всего некоторое количество дней и проданная от греха подальше (Мадонна-куртизанка и нагой Христос — он в собственном уме совершенно?) кардиналу Шипионе Боргезе, также крайняя работа Караваджо — «Давид с головой Голиафа», где живописец придал собственные черты поверженному гиганту.

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

В Государственной галерее древнего искусства в палаццо Барберини (via delle Quattro Fontane, 13) находится «Юдифь, убивающая Олоферна», картина, по собственной кровожадности готовая поспорить с наилучшими фильмами Тарантино, а в Ватиканской пинакотеке (Viale Vaticano) хранится «Положение во гроб», очередной бессмертный шедевр, который нередко копировали остальные величавые живописцы.

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Государственная галерея древнего искусства в палаццо Барберини, картина «Юдифь, убивающая Олоферна»

Караваджо в Неаполе

В Неаполь Караваджо бежал опосля убийства Рануччо Томассони, которое вышло из-за очень запальчивого характера художника. Отказавшись платить проигрыш в азартной игре, Караваджо схватился за шпагу и насмерть ранил выигравшего Тамассони. Опосля этого в Риме художника объявили вне закона, зато в Неаполе повстречали как реальную суперзвезду. Он получил заказ на создание монументального полотна «Семь деяний милосердия», и оно так впечатлило заказчиков, что они даже поклялись: картина никогда не покинет алтарь. А еще строго-настрого воспретили ее копировать.

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Церковь Пио Монте делла Мизерикордия, картина «Семь деяний милосердия»

Работа до сего времени находится в церкви Пио Монте делла Мизерикордия (via dei Tribunali, 253) и, безусловн, является ее основным украшением. Рядом, к слову, выставлен контракт с художником.

Очередной точкой маршрута на карте Неаполя должен стать музей Каподимонте (via Miano, 2), где собрана потрясающая коллекция итальянской живописи, посреди которой спрятано наикрасивейшее полотно Караваджо — «Бичевание Христа».

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Музей Каподимонте, картина «Бичевание Христа»

Караваджо на Мальте

Мальта пообещала Караваджо рыцарский статус и покровительство весьма влиятельного человека — гроссмейстера ордена госпитальеров. Предложение было весьма к слову, беря во внимание неизменные препядствия художника с законом.

Тут он написал несколько картин, включая портрет величавого магистра Алофа де Виньякура в виде святого Иеронима, также огромное полотно «Обезглавливание Иоанна Крестителя». Обе эти работы можно отыскать в соборе Святого Иоанна Предтечи (Triq San Gwann, Il-Belt Valletta).

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Собор Святого Иоанна Предтечи

«Обезглавливание» — единственное произведение с подписью Караваджо. Оно считается его самым основным шедевром. Большая сумрачная картина со сценой убийства святого пропитанная безысходностью и тоской, но завораживает хоть какого, кто ее лицезреет. Создается чувство, что это не изображение страдальческой погибели Крестителя, но экзекуции самого художника. Из вспоротой глотки Иоанна сочится густая кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов), превращаясь в подпись: «брат Микеланджело».

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Полотно «Обезглавливание Иоанна Крестителя»

Работа очень впечатлила братство иоаннитов, для которого была предназначена, и в благодарность Караваджо был посвящен в рыцари. Но, как досадно бы это не звучало, счастье продолжалось недолго. Через четыре месяца опосля праздничной церемонии он снова натворил черных дел и оказался в кутузке — сейчас в одиночной камере-яме глубиной три с половиной метра. Каким-то чудом ему удалось сбежать, и последующим пт предназначения мятежной души стала Сицилия.

Караваджо на Сицилии

На Сицилии художника повстречал старенькый друг из лихой римской компании Марио Миннити, тот соблазнительный парень с фруктами либо лютней с картин Караваджо. Марио с радостью принял художника и был готов помочь в получении заказов.

В Сиракузах в церкви Санта-Лючия-алла-Бадия (via Pompeo Picherali) можно узреть «Погребение святой Лючии», прекрасный заалтарный образ, который так же, как и 400 годов назад является предпосылкой скандала.

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Церковь Санта-Лючия-алла-Бадия, картина «Погребение святой Лючии»

Заказчик картины весьма возмутился результатом: на фронтальном плане он желал созидать ангелов, а не гробовщиков. На данный момент полотно не могут поделить меж собой две церкви: Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, которой оно вначале принадлежало, и Санта-Лючия-алла-Бадия, приютившая картину на время ремонта катакомб и сейчас отказывающаяся ее возвращать.

Вроде бы то ни было, это один из шедевров позднего Караваджо. Святая Лючия, раннехристианская страдалица и покровительница Сиракуз, была безжалостно убита и погребена в катакомбах.

Караваджо, пребывая в смятении опосля быстрого побега с Мальты и боясь мести мальтийских рыцарей, даже не пробовал смягчить отчаянье и скорбь героев, а напротив, ухудшил обреченное настроение пустыми местами. В Региональный музей Мессины (viale della Libertà, 465) стоит заехать за «Поклонением пастухов» и «Воскрешением Лазаря», написанными Караваджо в 1609 году. С «Воскрешением» связывают одну пугающую легенду, которая полностью открывает буйный характер художника: чтоб достигнуть большей достоверности в передаче сюжета, он отдал приказ принести в мастерскую реальный труп, а когда натурщики наотрез отказались держать в руках уже начавшего распадаться покойника, Караваджо выхватил кинжал и опасностями принудил их подчиниться.

В погоне за Караваджо: едем от Милана до Сицилии и

Региональный музей Мессины, картина «Воскрешением Лазаря»

Караваджо в Порто Эрколе

Через год провинциальная Сицилия до кошмара надоела Караваджо, да к тому же подоспели анонсы о вероятном помиловании. Живописец отправился назад в Рим. Это путешествие сделалось крайним в его жизни.

Караваджо был схвачен и брошен в кутузку в портовом городишке Порто Эрколе в разгар июля 1610 года. Почему так случилось, непонятно. Быстрее всего, бедолагу все-же достигнула месть 1-го из его бессчетных противников.

Кое-как освободившись из заточения, он с страхом вызнал, что судно со всем его имуществом, включая картины, уплыло. Это потрясение подорвало и без того слабенькое здоровье художника, и он погиб от лихорадки в местной монастырской поликлинике.

Длительное время могила Караваджо числилась утерянной, но в 2010 году группа итальянских ученых нашла в массовом захоронении на древнем кладбище Святого Себастьяна останки живописца.

В 2014-м его похоронили вновь, сейчас с звучными почестями. Монумент Микеланджело Меризи да Караваджо, увенчанный известной корзиной фруктов, находится в зеленоватой зоне меж улицами Via Nuova и via Principe Umberto.

могила Караваджо

Тут кончается погоня за самым превосходным бунтарем эры барокко. И охото веровать, что он, в конце концов, обрел покой, которого ему так не хватало при жизни.


Отыскиваете наилучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать всюду, но в особенности комфортно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там прекрасно!