Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил



Почаще всего горнолыжные курорты в Альпах представляют собой тихие городки с древесными домиками, затерянные среди нетронутых снежных сугробов. Если добавить комфортные террасы и оленьи рога над каждым камином, получится образ, который не изменялся уже сотки лет. Но посреди альпийских курортов есть собственный противный утенок — бетонный бруталистский «Флен», расположенный на границе Франции и Швейцарии. Перевели материал Vice о этом месте, которое на волне энтузиазма к модернистской архитектуре и столетнего юбилея школы «Баухаус», возможно, ожидает новейший расцвет. Опосля коронавируса, естественно.

В 1950-х богатая домашняя пара любителей французского искусства решила сделать горнолыжный курорт, который различался бы от обычных пасторальных деревень, всераспространенных в Альпах. Финансист Эрик Буассоннас и его жена Сильвия основали курорт «Флен», больше схожий на панельные пригороды Парижа банльё (Banlieue).

Чертеж горнолыжной горки с консольной террасой

Для новейшего курорта чета Буассоннас избрала склон на границе Франции и Швейцарии с прекрасным видом на Монблан. То, что местные крестьяне были против постройки 8-местных подъемников на их буграх, никого в особенности не заинтересовывало.

Очевидно, стройку коммерческого курорта на нетронутом участке природы — это постоянно спорная инициатива. Современный пример тому — борьба застройщика с местными жителями на леднике Джамбо в Английской Колумбии. В итоге в 2020 году стройку воспретили. Но в 1960-е порядки были остальные.

К проектированию курорта завлекли Лорана Шапписа, известного в горнолыжных кругах благодаря работе над Куршевелем. Его философия, которую можно сконструировать как «забота о склонах», стала основой для курортов 4-ого поколения — всеполноценных поселений, минимизирующих вред окружающей среде. Он также выдумал домики, из которых сходу же можно выезжать на склон, что очень уменьшает просвет меж выездом и вечерним отдыхом.

Правда, усмотрительный и вдумчивый взор Шапписа раздражал заказчиков курорта. Местная пресса обрисовывала Буассоннаса, человека со запальчивым характером и странностями, как «поэта, страдающего из-за обладания 40 млрд франков». Никто не мог спорить с его видением грядущего курорта как модернистской художественной утопии. В конце концов, это были 1960-е, времена, когда в строительном авангарде числилось, что бетон может решить всякую делему.

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

Эрик Буассоннас

Это была кульминация полувековых разрушений во Франции, поначалу из-за войны, а потом из-за инициатив урбанистов, помешанных на том, чтоб избавиться от грязищи и трудности старенького мира. Буассоннас лицезрели эстетику грядущего Европы в суперсовременных панельных кварталах, концентрическими кругами возникающих вокруг Парижа, потому решили, что утонченный Шаппис не подступает для данной работы.

И строить стал Марсель Брейер

Новеньким проектировщиком стал Марсель Брейер, учившийся у фаворитов строительного модернизма, в том числе у основоположника школы «Баухаус» Вальтера Гропиуса. Брейер уделял большущее внимание каждой детали объекта, над которым работал. Невзирая на следующие монументальные строительные проекты по всему миру, больше всего, пожалуй, он прославился за легкие железные стулья, которые разрабатывал еще в студенчестве.

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

(Слева вправо): Марсель Брейер позирует на стуле «Василий» (1925), который посвящен художнику Василию Кандинскому; Здание школы «Баухаус» в Дессау

Гропиус был так впечатлен работами юного дизайнера, что потом сотрудничал с ним всю жизнь. Во время 2-ой мировой оба сбежали поначалу в Англию, а потом в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). С собой они увезли и собственный стиль, так что блочные дома, похожие на галлактические корабли, стали появляться по всему англоговорящему миру.

Брейер был в особенности влиятелен как педагог Гарвардской высшей школы дизайна. Если б он родился чуток ранее, сейчас мог бы быть таковой же иконой, как Ле Корбюзье. Заместо этого Брейер сделал карьеру на составлении из сумасшедших футуристических находок собственных предшественников зрелого, крепкого и весьма узнаваемого стиля. Если не вглядываться, его поздние работы могут показаться грудами бездушного сероватого бетона, но поблизости можно узреть все их очарование.

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

Визуализация курорта

Очевидно, Буассоннас не могли не нанять человека с таковой репутацией. Надеясь ухватить дух времени, пара заказала Брейеру проектирование «Флена» в новеньком англо-американском бруталистском стиле. Вышла группа бетонных гостиничных блоков, один из которых небезопасно нависал над пропастью.

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

(Слева) строящееся здание отеля; граненые плиты на лицевой стороне блока; скульптурный камин Брейера

В бюро Брейера кропотливо разработали самые маленькие детали спостроек «Флена» от скульптурных каминов до дверных ручек, изогнутых так, чтоб комфортно ложиться в лыжную рукавицу. В курортный комплекс вошли и художественная галерея, и необыкновенная угловатая часовня. По словам Гилберта Кокуарда, директора Центра искусств «Флена», искусство — в ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов) курорта. Он прав. Где еще можно прокатиться на лыжах посреди работ Виктора Вазарели, Жана Дюбюффе либо Пикассо, которые украшают фасады спостроек?

«Почему искусство обязано быть ограничено лишь музеями? — продолжает Кокуард. — „Флен“ — это открытый музей».

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

Работы Пабло Пикассо и Виктора Вазарели

«Флен» стал полным уходом от традиций, очень дальним от комфортных домиков в примыкающих равнинах. Гостям курорта приходилось запамятовать о собственных ожиданиях от Альп и селиться в бруталистских зданиях под наименованиями вроде «Бетельгейзе».

К огорчению, для французского горнолыжного курорта это было очень

Следя за бедламом, который разворачивался в парижских пригородах, где было в главном съемное жилище, средний европеец 1960-х сравнивал бетон с залитыми мочой лестничными просветами. А горные лыжи постоянно были занятием для элиты, и строительный язык коммунальных квартир не отыскал особенного осознания посреди ее представителей.

Как и «Марсельская жилая единица» Ле Корбюзье, которую местные окрестили «Безумным домом», работа Брейера оказалась очень новаторской. Как если б группа Kraftwerk попробовала исполнить обычный тирольский йодль.

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

Невзирая на самые современные на тот момент удобства, к примеру первую в Европе пушку с искусственным снегом, «Флен» не оценили. Он затерялся на фоне остальных альпийских курортов, его окрестили противным утенком. Но на данный момент ситуация изменяется.

В 2019 году исполнилось 100 лет с момента основания школы «Баухаус». Это повлекло критичную переоценку стилей, которые зародились в ней. Полста лет оказалось довольно, чтоб попробовать вновь принять брутализм, самого грубого потомка модернизма.

Нескончаемый поток текстов и элегантных фоторепортажей помогают публике ретроспективно признать уютную, смутную ностальгию по бетонным уродам, которые они когда-то презирали.

Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил

Сам курорт «Флен» на данный момент перезапускают. Престижная сеть гостиниц Maisons et Hotels Sibuet начала серьезный ремонт 1-го из спостроек курорта, стремясь выделить его своеобразие. Туда даже привезли именитые железные стулья работы Брейера. Кокуард подводит результат: «Это современное пространство для современных людей, даже на данный момент». Охото веровать, Гилберт, охото веровать.


А еще — у нас вышел спецпроект о том, как реализоваться в сфере путешествий и отыскать свое призвание в онлайн-тревел-компании. Мы окрестили его «Время для шага вперед», поэтому что поменять жизнь и работу на данный момент самое время!
Уродец или шедевр Баухауса? Кто и зачем построил