Самые дикие места России: большой путеводитель по

Самые дикие места России: большой путеводитель по



Наш создатель Дима Абдугафаров забирается в самые далекие уголки планетки, чтоб почувствовать на для себя действие машинки времени. Прокладывать многомесячный путь на дальний полуостров Новенькая Гвинея, чтоб попасть в каменный век. Либо двигаться верхом на крыше поезда через Сахару, чтоб узреть, как жили люди во времена Авраама. Посетить брошенные поселки и городка Магаданской области, будто бы телепортировался в девяностые. Сейчас Дима скажет о поездке по самому медвежьему углу Рф — Чукотке. Больше о его путешествиях читайте в блоге «Туда↔Сюда».


Гидростоп самоходных барж, поездки на бочке бензовоза, охота и рыбалка с местными жителями, пешие переходы через самые одичавшие места нашей страны. Сейчас Дима проведет вас по стылым северным рекам и пыльным дорогам Чукотки прямиком к заливу Креста.

Как добраться на Чукотку

Прямой перелет из Москвы. Если брать билеты Москва — Анадырь в обе стороны за три и наиболее месяца, то они будут стоить около 60 тыщ рублей. Москва — Певек еще дороже: до 90 тыщ туда-обратно. Принципиально осознавать, что столица Чукотки — Анадырь не связан с иными городками и поселками летними дорогами. Если ваша цель — путешествие по всему региону, то предстоит очередной либо несколько перелетов снутри Чукотки, практически таковых же дорогих, как и рейсы с континента.

Перелет через Магадан. Прямой перелет Москва — Магадан либо с пересадкой в Новосибирске может стоит 10–14 тыщ рублей, если брать заблаговременно либо если летите не в сезон. Билет из Иркутска либо Владивостока в Магадан стоит 7–10 тыщ. Далее авиакомпания «Якутия» доставит вас за 7–8 тыщ из Магадана в Анадырь.

Самолет авиакомпании «Якутия» в аэропорту «Анадырь»

По земле через трассу «Колыма» и гидростопом по реке Колыме. До поселка Сеймчан в Магаданской области можно добраться как на каре, так и автостопом через Якутию по трассе «Колыма». А далее уплыть на попутной барже по реке Колыме до поселка Анюйск на Чукотке, откуда начинается летняя дорога в глубь региона.

Я проехал автостопом по маршруту Воронеж — Новосибирск — Усть-Кут — Мирный — Якутск — Сеймчан. Дорога заняла 35 дней, но я не торопился: гулял в городках по пути и отдыхал. Можно было доехать и за 20–25 дней, если нигде не останавливаться.

Любители стальных дорог могут доехать на поезде до станции Нижний Бестях, которая находится на обратном от Якутска берегу Елены. 1-ый поезд запустили меньше года вспять — в июле 2019-го. Чтоб добраться до Бестяха, придется создать две пересадки. 1-ая — в Нерюнгри (это уже Якутия), куда прогуливаются поезда из Москвы, Хабаровска и Сковородино. Далее пересесть на поезд до Томмота и потом еще на один поезд — уже до Нижнего Бестяха. Вся дорога из Москвы займет шесть-семь суток и будет стоить около 10 тыщ рублей за пространство в плацкарте. Звучит как безумие, когда билет на самолет стоит столько же. Но дорога на поезде по наикрасивейшим местам Транссиба и Байкало-Амурской магистрали (БАМ (Байкало-Амурская магистраль — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке)) — {само по себе} путешествие.

От Нижнего Бестяха начинается именитая трасса «Колыма» (еще популярная как Колымский тракт либо «Дорога на костях»), которая завершается в Магадане. На машине либо автостопом просто доехать до столицы Колымы за три-четыре денька, если не торопиться и посещать достойные внимания места по пути. Трафик довольно большенный, много туристов на самом различном транспорте. Дорога хоть и грунтовая, но в неплохом состоянии, и проехать можно на хоть какой машине, по последней мере в летнюю пору. Я повстречал на «Колыме» румын на малолитражке.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Трасса «Колыма»

Ровная маршрутка-такси из Якутска в Магадан стоит 18 тыщ рублей. Если не будет задержек из-за поломок и паромов, то в летнюю пору доедете за 36 часов. На первой паромной переправе — через Елену обычно не бывает задержек: паромы прогуливаются по расписанию. 2-ой паром — через Алдан, неподалеку от Хандыги, — отчаливает по наполнении. Я прождал восемь часов, пока не скопилось довольно машин для рейса.

Путники грезят проехать по безлюдной северной трассе, одной из самых сложных и прекрасных в Рф. Колымский тракт — сам по для себя неповторимое явление, и его можно выделить в отдельное приключение. Горные перевалы, тундра, безлюдные места на сотки км и чувство первооткрывателя ожидают вас на данной трассе.

Почитать по теме: Роуд-трип по трассе «Колыма»: уехать недозволено остаться

Морем по Севморпути. Самый экстремальный и хотимый почти всеми путниками вариант — придти на Чукотку морем по Северному морскому пути. Из Архангельска и Мурманска с конца июня, когда начинается навигация, при подабающей напористости можно пробраться на грузовой теплоход и приплыть в Певек. Но это весьма тяжело, и я понимаю только 1-го путника, который без помощи других это сделал. Из портов Далекого Востока — Ванино и Владивостока на теоретическом уровне тоже можно приплыть на Чукотку, но я о таковых вариантах не слышал.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Как находить попутчика в путешествие

В путешествие я отправился не один — дорогу со мной поделил Константин Каськаев, узнаваемый в узеньких кругах путник, устроитель проекта «Дом для всех» на Алтае и в Непале. Отыскать попутчика можно как посреди собственных знакомых, так и в направленных на определенную тематику группах во «ВКонтакте». Но помните, что даже лучший друг может оказаться мерзким попутчиком в путешествии, в особенности таком долгом и сложном — как на физическом уровне, так и психологически. С Костей мы прошли весь путь по Чукотке, никогда не повздорили и отлично соображали друг дружку. Весьма принципиально иметь похожее мироощущение и осознавать границы личного места.

Несколько советов, как сохранить личное место и не поругаться с попутчиком:

Говорите. Обсуждайте перед поездкой и во время нее все, что для вас кажется принципиальным. Мелочей нет! Любой незаданный вопросец, замалчивание, непонимание непременно аукнутся в самый неподходящие момент. Глуповатых вопросцев не бывает, тупость — их не задавать.

Ожидания и средства. Люди почаще всего бранятся из-за несбывшихся ожиданий и средств. Тщательно обсудите путешествие: что вы от него ожидаете и что желаете узреть. Поэтому что 1-го тянет в горы, а другого — пройти по всем барам в любом новеньком городке. Обусловьте заблаговременно собственный бюджет, и если попутчик планирует есть в ресторанах и ночевать в гостиницах, а вы желаете сберегать — спать в палатке и готовить на горелке, то для вас будет трудно вкупе. Уже на шаге обсуждения вы поймете, что не подходите друг дружке.

Дела и секс. У попутчиков могут быть задачи из-за отсутствия взаимности в вопросцах отношений и секса. Проговорите верно ваши границы.

У всякого собственный путь. Обусловьте степень вашей автономности. Будет ли у всякого нужное снаряжение для самостоятельного путешествия, если вы решите продолжить его в одиночку. Готовы ли вы будете к этому морально, хотя бы в теории. Не запамятовывайте о плане Б.

Личные границы. Обусловьте границы личного места и обсудите это заблаговременно, чтоб не было обид. Во время долгого путешествия принципиально побыть одному. Мы ночевали в различных палатках, когда была возможность — в различных комнатах и гуляли раздельно друг от друга. Если ваш попутчик желает побыть в одиночестве, не нужно копаться внутри себя и мыслить, что вы сделали что-то не так. Он просто желает незначительно побыть один.

Вредные привычки и неповторимые индивидуальности. Вредные привычки, специальные диеты (Диета — совокупность правил употребления пищи человеком), приобретенные заболевания, особые черты нрава. Если вы курящий инсулинозависимый сыроед-зануда, непременно скажите о этом собственному попутчику.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Костя и Дима у опора географов на Чукотке

Сеймчан — ворота на Чукотку

Мой путь на Чукотку начался из родного Воронежа, откуда я добрался до Салехарда автостопом и поездом. Далее проплыл по Оби на пароходе в Тобольск. В Сибири дорога всего одна, и до поворота на Усть-Кут я двигался вдоль Транссиба. От Усть-Кута до Мирного проехал по технологической дороге нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Это не совершенно легитимно, поэтому что по трассе разрешено ездить лишь работникам компаний, которые обслуживают нефтепровод. Через равнины западной Якутии добрался до Якутска. Дальше — финишный рывок по «Колыме». На 35-й денек пути я достигнул порта Сеймчан.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Сеймчан встречает гостей заброшенными панельками

Сеймчан — маленькой полузаброшенный поселок с несколькими магазинами, в каких относительно низкие цены. Далее на Чукотке все будет дороже. Потому если необходимы какие-то продукты, то закупайтесь тут, если еще не сделали это в Якутске либо Магадане. В местной церкви доброжелательный батюшка с наслаждением приглашает редчайших путников на обед.

Население Магаданской области за крайние 30 лет сократилось с 390 тыщ человек до 140 тыщ, 90 тыщ из которых живут в Магадане. В 1990 году в Сеймчане проживало 10 тыщ человек, на данный момент — в 5 раз меньше: две тыщи. Потому, как и все населенные пункты Колымы, Сеймчан встречает гостей заброшенными панельками. Любители постапокалиптической романтики будут в экстазе.

Древесное здание аэропорта, который действует с 1944 года, является объектом культурного наследства региона. Через Сеймчан в войну проходила трасса Алсиб (Аляска — Сибирь), по которой перегоняли военные самолеты из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). На данный момент аэропорт Сеймчана воспринимает только один рейс из Магадана в недельку. Может быть, скоро количество рейсов возрастет, а древесное историческое здание отреставрируют. На модернизацию аэропорта выделили около 1,5 млрд рублей

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Древесное здание аэропорта в Сеймчане

Речной порт находится в заброшенном поселке Колымское, от которого до Сеймчана — 5 км. Порт — большущая куча металлолома и несколько кранов. Диспетчерской нет, потому всю информацию о ближайших рейсах узнавайте конкретно у капитанов на судах.

Плавание по Колыме

Такие путешествия требуют уйму времени. Поначалу недельками на берегу выжидаешь теплоход, который пойдет в подходящем направлении и согласится взять на борт. Позже длительно и медлительно на нем плывешь. Нам подфартило: в 1-ый же денек мы отыскали личную баржу «Горняк», которая шла в город Среднеколымск, что было по пути и нам.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Баржа «Горняк»

На Далеком Востоке, в критериях транспортной недоступности и больших цен на перелеты, просьба взять на борт для капитана не была нежданностью: Анатолию Петровичу довольно было пары минут, чтоб согласиться. Он вызнал наши цели, обусловил обязанности на барже — и уже через 10 минут мы размещались в каюте. Две пары рук, готовые безвозмездно помогать на судне, будут не излишними, работа постоянно найдется. Через некоторое количество дней на судне возник очередной путник, и его также взяли без заморочек. Если испытать повторить наш опыт где-нибудь на Волге, то навряд ли получится. Там работодатели контролируют капитанов строже.

Погрузка баржи заняла 5 дней, и все это время мы жили на судне. Позже два денька посиживали на мели и ожидали подъема воды в паре км от Сеймчана. Я же гласил: плавание просит много времени. Плыли мы безвозмездно, выполняя разные работы: укрепляли груз, готовили пищу, обслуживали генератор, а за погрузку нам даже заплатили.

Русские путники автостоп на теплоходах именуют гидростопом либо автостопом третьего рода.

До поселка Зырянка река Колыма зажата низкими сопками. Резвое течение нередко разбивается на несколько рукавов, образуя острова и галечники (скопление гальки), нередкие перекаты и резкие повороты. В июле был разгар полярного денька, когда на улице фактически не темнело. Так что природной красотой можно было наслаждаться круглые сутки.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

На 2-ой денек наш капитан с татуировкой «Толя» на костяшках пальцев подстрелил лося прямо с палубы баржи. Тушу пришлось экстренно разделывать и перетаскивать на судно. Лосятиной забили холодильник, и из нее в последующие два денька я готовил пищу на всю команду. Жизнь в таковых удаленных местах имеет свои индивидуальности и очень различается от жизни в огромных городках. Потому нет ничего необычного, когда кто-то стреляет лосей прямо с баржи, ловит рыбу тоннами либо путешествует на грузовых судах.

Зырянка. Через трое суток плавания мы сошли на сберегал в Зырянке. Баржа хоть и шла далее — в Среднеколымск, но уплыть из него было бы труднее. Поэтому что не все суда останавливаются в Среднеколымске. А Зырянка — основной речной хаб на Колыме, откуда легче всего уплыть на Чукотку.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Дима в управляющий рубке на барже

Летних дорог в Зырянку нет, лишь в зимнюю пору пробивают самый длиннющий зимник в Рф — «Арктика», и это единственная возможность проехать на Чукотку по земле. Есть аэропорт с весьма дорогими билетами, продуктовые магазины с ценами в два с половиной раза выше столичных, и самое основное и полезное для гидростопщика — кабинет «Колымской судоходной компании». Ее суда доставляют уголь, который добывают в Зырянке (Якутия) в чукотское село Анюйск.

Нам жутко подфартило, поэтому что конкретно в денек нашего приезда, 21 июля, отчаливало крайнее в сезоне судно с углем. Поточнее, оно уже отправилось, и нам предстояло его догонять на буксире «Патома», с капитаном которого мы успели условиться за те 5 часов, что пробыли в Зырянке. Глубочайшей ночкой мы догнали углевоз, и мой попутчик как опытнейший дипломат отправился к капитану на переговоры. Не прошло и пары минут, как Костя возвратился с положительным решением.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Вид на Зырянку

На большущем углевозе нам даже не пришлось помогать, ведь в распоряжение капитана была целая команда. Потому мы отдыхали в каюте, читали книжки, ели и проводили время в рубке за дискуссиями и созерцанием северных красот. Мы добрались до плоской, как стол, равнины, пересекли Полярный круг — и солнце не стало прятаться за горизонтом.

С момента нашего возникновение в порту Сеймчана до схода на чукотскую землю прошло 14 дней. Семь из их мы провели в режиме ожидания и еще за семь прошли 1 560 км по рекам Колыма и Малый Анюй. По словам капитана «Горняка», нам весьма подфартило, и мы добрались стремительно. Время от времени люди лишь отплытия ожидают по две-три недельки.

Здравствуй, Чукотка! Анюйск

Население села — около 400 человек, и приблизительно половина из их — эвены. Эвенов на Чукотке около 1 500 человек, занимаются они оленеводством. Не путайте эвенов с эвенками, хотя эти народы и являются схожими, и молвят на похожих языках. Эвенки живут в Красноярском крае, эвены — в Якутии, Магаданской области и на Чукотке.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

В эвенском жилье — яранге

В Анюйске есть оленеводческий колхоз, и если желаете попасть в стойбище, то можно выяснить у администрации, когда пойдет вездеход, либо добраться пешком. Оленей пасут кое-где на севере, неподалеку от побережья Северного Ледовитого океана.

Среди Анюйска стоит летняя яранга (обычное жилье северных народностей — чукчей, эвенов, юкагиров и остальных), где дамы шьют национальную одежку. Кухлянки — меховые куртки , торбаса — мягенькие сапоги из оленьей шкуры, комлейки — водонепроницаемая одежка из желудков морского зверька либо оленя. Представители коренных народностей Далекого Востока в летнюю пору носят обыденную одежку. Национальные костюмчики надевают в стойбищах во время выпаса в тундре и по праздничкам, к примеру в денек юного оленя. В зимнюю пору намного больше людей носят классическую одежку, в какой не мерзнешь даже в свирепые морозы до минус 45 градусов.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

В селе есть школа и детский садик, которые выстроили по арктическим канадским проектам взамен спаленных старенькых спостроек. Анюйский полицейский нас стремительно нашел. Быстрее всего, местные обитатели ему сказали, ведь мы с ранцами очень выделялись. Заместо проверок паспорта он посодействовал условиться с директором школы о ночлеге для нас. В школе и практически по всей местности поселка ловит бесплатный Wi-Fi. Мы провели две ночи в спортзале школы и успели провести лекцию о путешествии по Мьянме и Индонезии для учеников и учителей. На ночлег еще можно остановится в котельной либо у Димы-водомута — на Чукотке водомутами именуют гидрологов. Дима приглашает в гости всех путников, которые заезжают в Анюйск. Спросите хоть какого местного — его все знают.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Школа в Анюйске, которую выстроили по канадскому проекту

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Фото на память опосля лекции о путешествии в школе

При способности посещайте местные районные газеты. Они за неимением новостей с наслаждением напишут о вашем путешествии. Картонная публикация о вас либо хотя бы электрическая версия газеты откроют почти все двери. Правоохранительные органы будет не так интенсивно инспектировать документы, а администрации поселков — охотнее помогать. И слух о путниках с континента будет идти впереди вас самих. Это хорошая реклама и наилучшее подтверждение вашей благонадежности.

В селе — один городской магазин и пара личных, ассортимент маленькой, а цены галлактические. Из сладкого на прилавке были лишь пакеты с ломаным печеньем по 360 рублей за килограмм — вот что означает, когда несколько месяцев не было поставок товаров. Просроченные продукты продают по обычным ценам, как в огромных городках Центральной Рф, а если срок превышен на полгода и наиболее — по 10–40 рублей за позицию. Продажа просрочки — обыденная практика для удаленных мест в Рф, потому инспектируйте любой продукт при покупке. Время от времени торговцы скидывают стоимость, но не постоянно. Поэтому что «ну а что может случиться с просроченным всего на пару месяцев сгущенкой?» Бизнесмены желают отбить хотя бы часть издержек на перевозку. Посреди этих товаров можно отыскать полностью съедобные крупы либо макароны, которые не портятся. А вот конфеты лучше не брать: сломаете зубы.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Пустые витрины в магазине Анюйска

В любом поселке Чукотки найдется хотя бы один городской магазин, где можно приобрести продукты из списка субсидируемых товаров. Когда будете закупаться провизией, входите в такие социальные магазины сначала.

Из Анюйска в Билибино ведет круглогодичная дорога, но машинки ездят не любой денек. До Черского можно дойти пешком по тропе, которая проходит по старенькому зимнику, приблизительно за четыре-пять дней.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Чукотский двор

Транспорт снутри Чукотки

«ЧукотАвиа». Местный монополист авиаперевозок в крайние несколько лет задрал цены на перелеты для нерезидентов Чукотки до небес. К примеру, 300-километровый перелет из Эгвекинота в Анадырь стоит 17 500 рублей, а для человека с чукотской пропиской — семь тыщ. Хотя еще в 2018 году я летал за три тыщи.

Парк «ЧукотАвиа» состоит из музейных экспонатов: Ан-26 либо Ан-24, маленьких DHC-6 (в народе «Дашки») и вертолетов Ми-8. Полет на небольшом винтообразном самолете на высоте всего в две-три тыщи метров, когда из иллюминатора всю дорогу — обалденные виды: тундра, тыщи озер, горные хребты и фьорды — незабвенный опыт.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

По земле. Не все поселки и городка соединены меж собой дорогами, потому принципиально представлять, как устроена дорожная сеть.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

*Красноватые — круглогодичные, голубые — летние, зеленоватые — зимние

Летние дороги работают с июля по октябрь. Свойство покрытия и проходимость зависят от уровня воды в реках и первых мощных снегопадов. Дороги отсыпаны гравием, но на их фактически отсутствуют мосты. Потому ездят по чукотским трассам лишь вэдовые грузовики, способные проезжать реки вброд. Водители обычно движутся минимум по двое, чтоб помогать при ремонте. Также в каждой машине есть припас пищи на недельку и доп баки (их именуют колымбак) для горючего.

Поток каров на дорогах маленькой. Потому принципиально осознавать его логику и как он формируется. С началом навигации в порты Чукотки (Певек, Эгвекинот) приходят 1-ые суда с Большенный земли и в порты устремляются грузовики из внутренних районов за контейнерами с грузом. Среднее количество каров в денек предсказать нереально. Время от времени машин нет по три-четыре денька, а позже проезжают сразу несколько.

По зимним дорогам, либо зимникам, ездят лишь в минусовую температуру. Их обустраивают по замерзшим руслам рек, болотам и просекам в тайге. Чукотку с остальной Россией связывает единственный зимник — «Арктика» (1 600 км), который ответвляется от трассы «Колыма» и проходит через Зырянку, Билибино и Певек. Машинка с грузом из Якутска до Билибино доезжает за 10–14 дней, а еще нужно возвратиться назад. Потому стоимость перевозки 1-го килограмма продуктов весьма высока, ну а все нужное стараются завезти в летний период теплоходами — самым дешевеньким транспортом.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Речной транспорт. Северный завоз — обеспепечение продуктами недоступных регионов Севера и Далекого Востока — происходит по рекам. Основная транспортная артерия (лат. arteria — артерия, кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам) региона — река Колыма и ее притоки. Пассажирское сообщение на ней отсутствует, есть лишь грузовое. 10-ки барж с углем и контейнерами успевают за маленькую навигацию достигнуть чукотского села Анюйск, откуда уже продукты расползаются в глубь региона.

Навигация продолжается четыре-пять месяцев в году, и главный завоз идет во время июльского и августовского паводков. В июле есть шанс сесть на мель, в особенности на участке Сеймчан — Зырянка. Потому постарайтесь подгадать свое путешествие по реке Колыме на июнь. Если уплыть в августе, то в сентябре на Чукотке уже бывают 1-ые заморозки.

Пассажирское судно «Капитан Сотников» совершает рейсы по нескольким маршрутам вдоль южного побережья Чукотки: Анадырь — Беринговский, Анадырь — Эгвекинот, Анадырь — Провидения — Лаврентия и назад. В любой из портов судно входит два-три раза за месяц. Животрепещущие цены и расписание смотрите на официальном портале Анадыря. Навигация осуществляется с июля по сентябрь. К примеру, билет на рейс Анадырь — Эгвекинот в летнюю пору 2019 года стоил 6 900 рублей.

Билибино — самый дорогой город в Рф

Из Анюйска до Билибина мы добрались на самосвалах, которые приезжали за углем с баржи, на которой мы приплыли. Два денька мы ожидали когда грузовики поедут назад в Билибино, другого транспорта не было. Эта дорога круглогодичная, с мостами, отсыпана гравием, по ней проедет даже легковушка. 200 км пропархали за четыре-пять часов.

На момент нашего приезда, из-за конфликта авиаперевозчика и администрации, уже несколько месяцев в Билибино не прилетал самолет с продуктами. В магазинах очень скудный выбор, по заоблачным ценам (за килограмм, если не обозначено другое):


Картошка — 230 рублей

Морковь — 360 рублей

Курица — 300 рублей

Сахар — 160 рублей

Печенье «Топленое молоко» — 650 рублей

Халва — 350 рублей

Финики — 1 300 рублей

Шоколадные конфеты — от 1 000 рублей

Десяток яиц — 390 рублей

Пучок кинзы — 400 рублей

Молоко — 120 рублей литр

Банка сгущенного молока/кильки/горбуши/кабачковой икры — 150–200 рублей

Хлеб — 46 рублей за буханку

Пол-литра пива — от 180 рублей.

В городских магазинах продают сублимированные овощи: картофель, лук, морковь, свеклу и капусту. При желании можно сварить борщ вполне из сухих овощей — тоже типичный гастрономический экспириенс. Все обитатели городка посиживают в группах WhatsApp и делятся вместе информацией о возникновении дешевеньких товаров и свежестей — так именуют овощи и фрукты. Браконьеры через WhatsApp продают оленину и рыбу, а военные — свои сухпайки.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Костя, начитавшись на барже «Золотого теленка», возомнил себя величавым комбинатором и на встрече с мэром представился экспедицией «Российского географического общества». Мэр усадил нас за стол и опосля пары вопросцев попросил документы экспедиции. Здесь у Остапа не нашлось слов, пришлось выворачиваться и лукавить, что из-за личной инициативы документы не успели создать, но мы все равно уехали в экспедицию. Мэр обусловил нас безвозмездно в ведомственную гостиницу «Северянка». Номер в ней стоит от 2 400 рублей для приезжих, но всего 160 рублей за ночь (то есть темное время суток) для коренных обитателей Чукотки — чукчей, юкагиров, эвенов и остальных.

Градообразующее предприятие Билибина — атомную электростанцию закроют в 2021 году. Но еще длительное время АЭС (Атомная электростанция — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор) будут обслуживать, поэтому что станцию с атомным топливом недозволено просто забросить.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Фото на фоне билибинской АЭС (Атомная электростанция — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор)

На городской автобазе можно узнавать о рейсах в Певек либо Эгвекинот. Познакомьтесь с водителями и начальником базы, поведайте о для себя и собственных путешествиях. Не давите на жалость, а растолкуйте, что вы самостоятельны: у вас есть средства на пищу. Но путешествовать по Чукотке самолетами очень недешево вам — этот аргумент местные соображают, поэтому что сами мучаются от больших цен на транспорт. Поведайте, что не будете стеснять водителя в кабине и у вас есть палатка. Будьте готовы посодействовать в дороге: поменять колесо либо готовить пищу, пока шофер рулит. Оставьте собственный телефон водителям и начальнику, но все равно любой денек ходите на базу, чтоб о вас не забывали.

Сможете заглянуть в Билибинский краеведческий музей. Его коллекцию собирали увлеченные энтузиасты, и экспозиция тщательно обрисовывает освоение региона и быт коренных обитателей. Также у их висят детальные карты Чукотки, с дорогами, аэродромами, стойбищами и геологическими базами.

Ночлег на Чукотке

Не во всех населенных пт есть гостиница, а там, где есть, цены начинаются от 2 тыщ рублей за ночь (то есть темное время суток). Ну и для чего для вас гостиница, если вы приехали на барже с углем. Потому, чтоб сберечь, нужно находить другие варианты.

В огромных селах и в городках можно тормознуть по каучсерфингу: в Анадыре — 40 хостов, в Билибине — семь, в Певеке и Эгвекиноте — по три. 2-ой вариант — у местных обитателей. Когда мы приезжали в малеханькой поселок, то нас как неместных сходу же замечали и опосля знакомства приглашали в гости. Если не 1-ый обитатель, так 2-ой либо 3-ий. В таковых вариантах принципиально верно сепарировать приглашения. Не ходите в гости к опьяненным и тем, кто дает испить, и категорически не растрачивайте время на опьяненных коренных обитателей Чукотки.

На чукчей (и остальные малые народности Севера) алкоголь действует наисильнейшим образом, и опосля пары рюмок водки они вполне теряют контроль над собой. Чукчи не знали о алкоголе до того, как к ним пришли казаки-первопроходцы и южноамериканские торговцы с Аляски. У их нет иммунитета к спиртным напиткам, и даже опосля одной-двух рюмок они жутко пьянеют и могут вести себя неадекватно. Потому алкоголь в городках и селах продают лишь за наличные средства, а заработной платы и пенсии начисляют на карты, банкоматы есть лишь в огромных поселках. В неких селах алкоголь продают только один денек в недельку, а кое-где и совершенно не продают.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Двор в Билибине

Переночевать еще можно в местах, где люди находятся круглые сутки и, соответственно, есть отопление: котельные, пожарные части, метеостанции. Нередко разрешают переночевать в помещениях при церквях. В последнем случае можно переложить вашу делему на администрацию поселка. На Чукотке в ведении властей много пустующих квартир, в каких есть отопление, вода и электричество, потому они могут выделить для вас ключи.

Пешком и автостопом в Певек (650 км)

В Билибине можно находить транспорт до Певека, обзванивая автобазы и гаражи, либо ожидать у выезда из городка. Но прямой машинки может не быть недельку либо больше. Кроме прямых машин меж 2-мя большими населенными пт (по чукотским меркам) есть также редчайший локальный транспорт охотников и рыбаков. Мы решили не ожидать машинку в городке и направились пешком. Закупили товаров на семь-восемь дней автономного хода, а воду пили из рек и ручьев, она незапятнанная и смачная.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Дорога из Билибина в Певек

1-ые 95 км мы отчасти прошли пешком, но огромную часть проехали с охотниками. На 96-м километре трассы от Билибина будет 1-ая точка с людьми — тут живут работники, которые обслуживают электроподстанцию. Но их и дорогу делит река. Начался непрерывный дождик, температура опустилась до плюс 5 градусов, уровень в реке поднялся, и мы не смогли попасть на подстанцию. Из-за непогодицы пришлось просидеть 36 часов в палатках. Весь 3-ий денек мы шли пешком, и лишь на 4-ый возникла 1-ая машинка со старателями.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Дорога Магадан — Омолон — Анадырь


На Чукотке много золотодобывающих артелей и рудников, на которые время от времени идут караваны машин. На 173-м километре к трассе примыкает дорога Магадан — Омолон — Анадырь, которая свяжет Чукотку с остальной Россией круглогодичной дорогой. Ее обещают выстроить к 2030 году, но, думаю, это навряд ли получится — быстрее всего, будет столетний долгострой. Места, по которым пройдет трасса, — ужасная глушь. В поселок Омолон даже не любой год пробивают зимник — это самый труднодоступный населенный пункт на Чукотке. Мосты иногда строят раздельно от дороги. Представьте: мост через реку среди тундры, а дороги вокруг нет. Если проект не реализуют, то мосты станут монументами очередной авантюре.

На 173-м километре уже выстроили большенный участок дороги с мостом к национальному поселку Илирней, до которого 95 км. У нас не было времени его посетить, но для вас советую это создать. Во-1-х, сама дорога, округи поселка и озеро Илирней — весьма живописные места. Во-2-х, это один из немногих государственных поселков, куда можно просто добраться по дороге и поглядеть, как живут чукчи. Слияние билибинской трассы и строящейся дороги наращивает локальный трафик с одной машинки в три-четыре денька до одной-двух машин в денек.

На 203-м километре стоит перевалочная база канадского золотодобывающего рудника «Купол». Они не пускают на местность рудника, но раздают незапароленный Wi-Fi. Представьте: вокруг практически безлюдная тундра, а у тебя есть подключение к вебу, киберпанк уже наступил. На 273-м километре строят мост, но нам не пришлось перебегать реку вброд. Нас перевезла вахтовка — автобус на базе вэдового грузовика «Урал». На 290-м километре мы переехали еще одну огромную реку на крыше бензовоза.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Поездка на крыше бензовоза

По пути прошли несколько перевалов высотой до 900 метров. Но из-за того, что это Заполярье, кажется, что мы на высоте в четыре тыщи метров: растительности нет и нерастаявший снег в расщелинах. На восьмой денек, опосля того как мы прошли 90 км, нас в конце концов подобрали две фуры, с которыми мы и проехали крайние 230 км до Певека.

По пути лицезрели оленей, много различных птиц, грызунов и рыбы, а медведей не лицезрели даже издалека, лишь попадался их помет. Водители и люди, которых мы встречали, даровали много пищи, уже приходилось отрешаться. Если взять с собой удочку, то можно обедать и ужинать свежевыловленной рыбой — ее тут тьма. С голоду на трассе умереть не получится. Но в любом случае лучше запастись в поселке пищей как минимум на недельку.

Дорогу открывают приблизительно с середины июля, как спадает уровень воды в реках. На самых глубочайших бродах дежурят трактора, которые помогают переправиться грузовикам.

Певек — город, где есть ПАТЭС

Начало августа в самом северном городке Рф по местным меркам было теплое — плюс 5 градусов, не напрасно тут круглогодичное отопление. В город не так давно пришло судно с продуктами, и местные радовались, что в магазинах приметно обновился ассортимент и возникли арбузы всего по 130 рублей за килограмм. Певек смотрится опрятнее Билибина, а цены в магазинах ниже — поэтому что город-порт.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Никогда не игнорируйте мелкие краеведческие музеи в отдаленных регионах. В их можно почерпнуть много увлекательной и полезной инфы, которая не постоянно есть в вебе. И обычно представляется вариант познакомиться там с образованными людьми, реальными фанатами собственного дела. В Певеке хорошая таксидермическая экспозиция, не пропустите.

Опосля развала СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Певек переживал ужасный упадок, часть городка оказалась заброшенной, закрыли фактически все села в окружении (их отключали от коммуникаций, и люди переезжали), а чукчи в тундре съели стада оленей. В конце 2019 года в город пришла 1-ая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», и это абсолютно изменило Певек. Облезлые фасады покрасили, сносят заброшенные дома у морского порта, строят пирсы, чинят улицы и уже установили фонтан. Ранее местные обитатели безвозмездно сдавали свои квартиры, с условием оплаты коммунальных услуг. С 2019 года цены на недвижимость подпрыгнули, и уже не получится жить в квартире по стоимости квартплаты либо приобрести однушку за одну чукотскую заработную плату.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Певек окружает куча увлекательных мест. Самый северный мыс Чукотки, Шелагский, с заброшенной метеостанцией «Туманная», полярная станция Валькаркай — пространство, где снимали кинофильм «Как я провел сиим в летнюю пору», полуостров Айон с одноименным государственным поселком, целая россыпь заброшенных сел, которые остались на берегах Ледовитого океана как монументы ушедшей эры.

Дорога Певек — Эгвекинот (800 км)

1-ые 200 км совпадают с трассой на Билибино. В 170 километрах от Певека есть поселок вахтовиков Майский, и меж ними большенный трафик — до 10–15 машин в денек. Просто уехать опосля прилета рейса Москва — Певек, который привозит вахтовиков.

До поворота на Эгвекинот машин может длительно не быть, лучше не ожидать, а пройти 30 км пешком. Поворот находится в нескольких километрах за мостом через реку Паляваам. У моста есть несколько заброшенных балков с печкой, где можно переночевать. Балок — передвижной домик, в каком обычно есть печка и нары.

В 30 километрах от поворота (дальше ведем отсчет от него) будет автоматическая метеостанция, за которой присматривают Гена-водомут и его отпрыск. Гена доброжелательный и безобидный мужичок — при условии, что он трезв. К нему нередко заглядывают гости, и когда мы оказались у него, то в его доме собралась дивная компания: трое дорожных рабочих, его отпрыск, чукча-оленевод и мент, который приехал допрашивать Гену. Из-за алкобезумия, что накрыло дом Гены, мы ночевали вдалеке от их, в палатках.

Опосля Гены неизменных поселений не будет последующие 357 км, до рудника «Валунистое». На 115-м километре есть ответвление на поселок Мыс Шмидта, дорогой это именовать трудно: машинки идут по руслу реки. Но трафик есть, в особенности опосля прилета рейса Москва — Певек. Рядом с Мысом Шмидта находится государственный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои.

Чукчам и эскимосам официально разрешен китобойный промысел. Они охотятся с гарпуном, как и 100 годов назад. Добыча кита — принципиальная часть уклада жизни береговых чукчей. Китовое мясо они едят и припасают на зиму. Из костей ранее строили жилья, а жир кита употребляли для подогрева и освещения. Кит — сакральное звериное, его считают одним из прародителем чукчей и эскимосов. Мясо добытых китов не продают, а разделывают и раздают безвозмездно прямо на берегу. Охотники работают за заработную плату и имеют квоту на вылов — до 140 китов в год. Но часто ее не реализовывают: нет нужды в таком количестве мяса.

На 223-м километре находится бывшая база дорожников «Осиновка» — несколько балков, один из которых, с печкой, является баней. От «Осиновки» мы шли через перевал Солдатский — его очень вносит снегом, и дорожники пробиваются через трех-четырехметровые завалы. Потому дорога раскрывается только посреди — конце июля. Сходу за перевалом, на 247-м километре, стоит старенькый балок без окон. Просветы мы заделали полиэтиленом, а печь растопили разобранным косяком наружной двери, которую начали жечь еще до нас. На последующий денек дошли до опора геологов на середине 272-го километра. Полная противоположность вчерашнего опора: с железной дверью, пластмассовым окном и нарами, но вокруг много медвежьего дерьма и шерсти. Ночи стали темными, полярный денек отступает, и мы движемся на юг — от Северного Ледовитого океана к Тихому, из Заполярья в Приполярье.

Погода все деньки красивая, пасемся в тундре, ползая на животике по ковру из лишайников и травок и поедая ягоду. Сначала августа в тундре созрели голубика, смородина, шикша, нередко встречалась прошлогодняя брусника. Купаемся в реке, бегаю нагим по мягенькой тундровой подложке и кричу как безумный. Не охото выходить к людям — тут нестерпимо классно. Сейчас записал в ежедневник только одну фразу: «Чукотка, ты великолепна!»

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Балок на перевале 247 километр

Дорога Певек — Эгвекинот открыта с середины июля по конец сентября. За сезон ее два раза проходят грейдерами (машинка для сглаживания дорожного полотна). Но основная неувязка для водителей — не покрытие, а широкие реки, которые разливаются во время паводка — и дорогу закрывают. Машин на участке Валунистое — пересечение с трассой на Билибино может не быть по пять-восемь дней, ориентируйтесь на приход судов в порты и будьте готовы пройти некоторое количество дней пешком. От месторождения Валунистое есть достаточно размеренный трафик на Эгвекинот. Любые 30–40 км стоят балки с наименьшим количеством товаров, печкой и нарами. Продукты в опорах располагают сами водители и дорожные рабочие, которые обслуживают этот участок дороги. Мы преодолели около 800 км за восемь дней, 90 из которых прошли пешком.

Эгвекинот — поселок на границе Северного Полярного круга

Комфортный и обустроенный поселок в красочном заливе Креста. Прохожие на улице здороваются вместе, и в целом атмосфера поселка очень благожелательная. В Эгвекиноте самый крутой музей на Чукотке, опосля анадырского: кости мамонта, скелет кита и самое неповторимое — обыденные почтовые открытки, которые трудно приобрести в остальных населенных пт. Друзья будут рады получить весточку со штампом «Эгвекинот. Чукотский автономный округ». Поселок окружают сопки, не поленитесь залезть на одну из их — и для вас раскроется вид, который вы запомните на всю жизнь.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Вид на Эгвекинот с сопки

Порт станет местом вашего паломничества, если желаете уйти морем на Огромную землю. Будьте обходительными, общайтесь со всем персоналом порта, узнавайте у диспетчера о прибытии судов. В таковых ситуациях понадобятся статьи о вас из районных газет. Аэропорт находится в 3-х километрах от поселка. Из него летают в Анадырь, на Мыс Шмидта, в Конергино и Уэлькаль.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Округи Эгвекинота. Из поселка дорога ведет на север, в заброшенный город Иультин. По данной же дороге можно добраться в государственный поселок Амгуэма (90 км от Эгвекинота), на окраине которого стоят яранги чукчей. 1-ые 40–45 км иультинской трассы весьма живописны, советую проехать хотя бы их.

В 28 километрах к северу от Эгвекинота проходит линия Северного Полярного круга, где установили памятную арку. Я не был в Норвегии и Патагонии, но Костя произнес, что тут привлекательнее.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Аляска


От США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Чукотку отделяют всего только 80 км Берингова пролива. От Эгвекинота до южноамериканского Нома 600 км по прямой. Но попасть на Аляску не так просто. Самое наиблежайшее к США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) пространство, где ставят русский выездной штамп, находится в поселке Провидения. Билет на самолет из Провидения в южноамериканский Ном стоит 500 баксов (40 тыщ рублей). Летает авиакомпания Bering Air, но рейсы чартерные и расписания нет. Попытайтесь выяснить животрепещущую информацию через форму на веб-сайте либо позвоните в аэропорт Провидения.

Для коренных местных обитателей есть программка безвизового посещения родственников на другом берегу пролива. Также чукчи — морские охотники время от времени встречаются со своими сотрудниками из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в море: меняют продукты и разговаривают. Связь выслеживается через века, до сего времени у чукчей есть южноамериканские винчестеры.

В то же время, когда мы путешествовали по Чукотке, двое путников из Рф — Сергей Лекай и Яна Лебедихина переплыли Берингов пролив на самодельном катамаране, собранном из оконных рам и дверных косяков. А один янки добирался с острова Святого Лаврентия до Чукотки на лодке — правда, чуток не умер. Такие методы путешествия манят за собой суровые последствия. Сергею и Яне угрожает административная ответственность за то, что уехали из Рф без выездного штампа. А янки я повстречал в музее Анадыря под присмотром фээсбэшника.

Анадырь — столица Чукотки

Аэропорт и город находятся на различных сторонах лимана, и их связывает катер «Камчатка», а в межсезонье вертолет. Билет на катер стоит 100 рублей, а вот полет на вертолете обойдется в 2 тыщи, и это, считайте, недорого. Поэтому что еще в феврале 2020 года полет стоил 6 тыщ. Рядом с аэропортом находится фактически заброшенный поселок Угольные Накапливай, кроме 1-го квартала. Без каких-то достопримечательностей промышленные пустоши сами по для себя являются увлекательным монументом эры. Гуляя по заброшенным домам, можно возвратиться в условный 1995 год, ведь люди, покидая квартиры, забирали с собой лишь самое ценное. Сохранились календари на стенках, мебель, утварь, книжки тех лет, которые телепортируют нас в девяностые.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Заброшенная часть поселка Угольные Накапливай

В Анадыре, как и в любом областном городке, все есть нужное для удобной жизни: дешевенькие магазины, кинозалы, рестораны, кафе. Краеведческий музей — большенный, с интерактивными экранами и неплохой экспозицией. На пару часиков хватит.

В порт входит несколько судов за месяц, некие из их идут далее вдоль побережья — в Эгвекинот, Провидение и даже Певек.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Как Выкарабкаться c Чукотки

Морем. Мы желали возвратиться домой на грузовом судне. Суда, которые приходят на Чукотку, принадлежат трем компаниям: FESCO, ЧТК, «Транслайн» — либо зафрахтованы ими . Вышло пробиться к капитану судна FESCO, который поглядел наши документы, газетные статьи и доложил в кабинет компании во Владивостоке. Оттуда ответ так и не пришел, и судно ушло без нас. Лишь избранным удавалось пробиться через бюрократию FESCO и плавать на их судах. Также мы пробовали отыскать грузоотправителя из Эгвекинота, но судно шло порожняком, потому записать нас провождающими груз не могли.

«Чукотская торговая компания» (ЧТК) тоже не смогла нам посодействовать: в наиблежайшее время их суда не приходили в порты Чукотки. На баржи с углем из Анадыря мы не рассчитывали: в крайнее время они не брали пассажиров.

Судно «Транслайн» прибывало в Анадырь через 12 дней, но потом оно уходило вдоль чукотского побережья в Певек и только опосля — во Владивосток. Этот маршрут мог затянуться наиболее чем на месяц вкупе с ожиданием. Судами данной компании уплыть проще всего, таковой опыт у остальных путников уже был. Обычно плавание на судне бесплатное, необходимо только произвести оплату питание. В 2015 году в плавании из Магадана во Владивосток трехразовое питание за 5 дней стоило 4 500 рублей.

Из Певека может быть уйти морем как на запад — по Севморпути, так и на восток — в Находку и Владивосток. Если у вас много времени и большущее желание уйти морем, то у вас все получится. Быстрее всего, вы задолбаете бюрократов поселка так, что они сами вас вышлют куда-нибудь при первой способности.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Наш создатель Ира Рыжова проплыла в 2019 году по Севморпути из Певека в Мурманск. Она тщательно обрисовала свое путешествие в статье «Северный морской путь: как я проплыла из Чукотки в Мурманск на грузовом теплоходе»

Самолетом. За несколько лет до нас путники из Санкт-Петербурга улетали из Анадыря с военными в Магадан безвозмездно. Но опосля реформы 2016 года, когда Внутренние войска превратили в Росгвардию, контроль ужесточился. Из Анадыря нет дороги на Огромную землю, зато можно дешево улететь в Магадан. Конкретно так мы и поступили, а из Магадана уже ведет круглогодичная дорога в Якутск, а там и до Воронежа неподалеку.

Советы

Погранзона. Россиянам не требуется пропуск на Чукотку с лета 2018 года. Его необходимо оформить, если вы собираетесь на острова Врангеля, Ратманова и Геральд. Гражданам иной страны нужно получать пропуск заблаговременно, поэтому что его могут созодать до 60 дней. Но можно заказать через веб.

Одежка и снаряжение. Я брал с собой две пары легких штанов, термобелье, верх и низ, шерстяные носки, флисовую кофточку, куртку из материала softshell, мембранную непромокаемую куртку, шапку, трекинговые башмаки. У меня была легкая палатка, каремат, спальник на температуру до минус 5 градусов, горелка и котелок. Вся экипировка поместилась в ранце на 65 л..

Связь. Мой оператор Tele2 был бесполезен на Чукотке: ни связи, ни веба фактически не было. Костина сим-карта Yota кое-как ловила веб в городках. У МТС и «Мегафона» есть связь не только лишь в городках, да и в поселках.

Пища. В походных критериях мы ели в главном гречневую и пшеничную крупы. Они комфортны тем, что их не непременно варить. Довольно довести воду до кипения — и крупа сама напитывается водой и разбухает. Также мы заливали гречку прохладной водой на ночь (то есть темное время суток) — и к утру она была готова. Непременно берите с собой специи, растительное масло, кофе, сухофрукты, чего-нибудть сладкое, к примеру халву либо козинаки. Не таскайте тушенку в банках — это тяжело и непрактично. Купите сухие овощи, как окажетесь на Чукотке: с ними пища станет вкуснее.

Средства. Цены на Чукотке в среднем выше в два-три раза, чем в Центральной Рф. Поездки в такие удаленные места могут дозволить для себя люди, у каких много средств или много времени. Оба этих ресурса взаимозаменяемые. Моя поездка по маршруту Воронеж — Чукотка — Воронеж обошлась в 60 500 рублей и заняла 113 дней. В среднем я растрачивал чуток наиболее 500 рублей в денек.

Одичавшие звериные. За практически три месяца, что я провел в Якутии, на Колыме и Чукотке, мне только раз повстречались медведи, которых мы догнали на грузовике, двигаясь по колымской трассе. Чукотка опосля Билибина — это тундра, которая просматривается на много км вокруг, так что нежданной встречи не получится, если вы специально ее не ищете. Но все равно стоит соблюдать правила, чтоб не повстречать мишку. Быть гулким, не пахнуть рыбой и кровью (внутренней средой организма) (конкретно потому медведи нападают на охотников), разводить огнь при способности, чтоб пахнуть дымом, — этого будет довольно, чтоб обезопасить себя.

Охотнадзор Магаданской области подготовил буклет с советами «Как вести себя на природе, чтоб не повстречать медведя. И что созодать, если встречи не избежать». Чтоб закрепить советы, сможете прослушать лекцию опытнейшего походника Дмитрия Арбузова. Из звериных я встречал одичавших оленей, грызунов, росомаху, белуху и тюленей в анадырском лимане.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

Самый основной неприятель путника на севере — мошка и комары. Чтоб они вас не съели, купите один-два баллона «Рефтамида» с содержанием ДЭТА не наименее 28 %. Также понадобится накомарник.

Книжки и медиа. Чтоб проникнуться духом севера и Чукотки, начните с произведений Олега Куваева. Его основной роман — «Земля», о русских геологах на Далеком Востоке, выдержал 30 переизданий с 1975 года. Походница Марина Галкина обрисовала свое путешествие по Чукотке в книжке «Одна на краю света». Основной блогер и хранитель инфы о Чукотке — Евгений Басов из Анадыря. Он написал сотки статей в блоге, несколько книжек о Чукотке — «Не Рытхэу», «Тихий океан Чукотки» и снял десяток видео из самых далеких уголков региона — Амгуэмы, Лорино, Нутэпэльмена и Уэлена. Их произведения вдохновляют, и вы не заметите сами, как соберете ранец и отправитесь в путешествие.

Чукчи и местные обитатели

На Чукотке живут самые доброжелательные, добрые, щедрые и отзывчивые люди. Вас не оставят в неудаче, придут на помощь и будут рады при встрече. Ведь лишь забравшись в самый безлюдный уголок планетки, ты как никогда будешь рад созидать собственного брата из величавой семьи населения земли.

Коренные обитатели Чукотки компактно проживают в городках и государственных поселках, где можно погрузиться в их быт и культуру. Чукчи центральной Чукотки — оленеводы, в то время как береговые чукчи охотятся на морского зверька: китов, тюленей, моржей, нерп. В большинстве государственных поселков нет летних дорог (а время от времени и зимников), так что попасть в их можно пешком либо на самолете. Но в Рыркайпий, Амгуэму, Илирней и Кепервеем проложены дороги.

Самые дикие места России: большой путеводитель по

В летнюю пору чукчи скитаются со стадами оленей по всей Чукотке. Время от времени они выходят к дорогам и рекам, где разбивают яранги, и там можно случаем на их натолкнуться. Договаривайтесь в государственных поселках с вездеходчиками — и вас довезут до стойбища бригады оленеводов. Возьмите с собой подарки: рабочую одежку, ножики, котелки, чай и то, что может понадобится человеку в тундре — тогда и вас вдвойне будут рады созидать в гостях. Но никакого алкоголя. Не торопитесь уезжать, поживите посреди оленеводов, насладитесь одичавшей природой, изучите специфичный архаичный быт, попытайтесь обыкновенные, но экзотичные для нас блюда из оленины и рыбы — таковой шанс выпадает нечасто.

Меня постоянно тянуло в такие удаленные места, как Чукотка. Ведь лишь на окраине цивилизации, в критериях транспортной недоступности либо экономической изолированности получаются истинные приключения. Там, куда еще не доехал каток глобализации, вас ожидают самые изумительные открытия. Любая приобретенная эмоция (процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям) будет истинной, а не полуфабрикатом, и стереотипы упадут, как стенки Карфагена.


Отыскиваете наилучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать всюду, но в особенности комфортно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там прекрасно!