«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в

«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в



Система доставки обедов возникла в индийском Мумбаи в конце XIX века и до сего времени почти во всем превосходит современные сервисы. Почему? Мы перевели статью журналистки Adventure.com Лотти Гросс о индийских разносчиках-даббавала. Лотти удалось на один денек погрузиться в их работу.


Не много кто может стремительно сориентироваться в индийском беспорядочном дорожном движении, не считая курьеров системы даббавала («дабба» значит обед, а «вала» — человека, который его везет). Они уже больше 100 лет раз в день доставляют жаркие обеды в дома и на работу. Парадокс даббавалы изучали в Гарварде. Курьеров посещали царские особы со всего мира. Два индийских разносчика даже присутствовали на свадьбе царевича Уэльского и Камиллы Паркер Боулз в 2005 году. Путников эта профессия обвораживала десятилетиями. Я в первый раз прочитала о курьерах даббавалы еще 10 годов назад, в путеводителе Rough Guide India. Было тяжело поверить, что эта профессия сохранилась в современном мире, когда огромное количество ремесел исчезает навечно.

И все таки тут, в Мумбаи, я следую за 12 мужиками в белоснежных одеждах. Они толкают свои телеги через суетливое движение часа пик. Я пищу с ними всего 10 минут и уже в экстазе. Система ординарна: курьер конфискует свежайший обед в доме повара, отвозит его в пункт приема, откуда контейнер с пищей попадает на ближайшую станцию пригородного поезда и отчаливает в центр сортировки, откуда пища, в конце концов, попадает в кабинеты.

Новенькие в профессии как минимум три месяца изучают сложную систему обозначений на крышках контейнеров с пищей. Буковкы, числа и цветные наклейки обозначают точку, откуда забрали пищу, станцию, куда необходимо отвести обед, и курьера, который за него отвечает.

«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в

«Этот судок приехал из Дадара и отчаливает в Чёрчгейт, видишь?» — гласит Рикеш, потомок 1-го из первых доставщиков и мой гид. Он показывает на знаки и наклейки на крышке жестяного контейнера, который выгружают на вокзале. Я киваю, как будто мне понятно все, о чем он гласит, хотя это совсем не так.

«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в

Логистика играет важную роль в работе курьеров. Время от времени для того, чтоб доставить контейнер с пищей в отдаленный район, необходимо поменять несколько электричек. Работники должны действовать весьма пунктуально: одна ошибка — и целый бизнес-центр может остаться без обеда. Курьерам также нужно знать, какая электричка куда движется и какой сотрудник подберет контейнеры. В стране, где расписание поездов практически никогда не соблюдается, это сложная задачка. Существует даже выражение «indian time» («индийское время»), обозначающее нечто весьма относительное.

Мы отправляемся со станции Дадара в приморский район Чёрчгейт. В электричке садимся в особый вагон для курьеров. Мужчины, до этого всецело сосредоточенные на работе, в вагоне расслабились и стали компанейскими. За окном проносятся пригороды Мумбаи.

«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в

Временами заходят остальные группы курьеров. На остановках разносчики отгружают некие контейнеры и забирают новейшие. Они смотрят, чтоб любой обед двигался по правильному маршруту. «Мы лишь одна группа курьеров. В городке таковых сотки», — ведает Рикеш, пока поезд тормозит, подъезжая к конечной.

Всего в Мумбаи наиболее 5 тыщ даббавала-курьеров, которые раз в день развозят 200 тыщ обедов. При всем этом лишь один из 6 миллионов контейнеров приезжает не по адресу.

«Мы надежнее, чем Amazon», — улыбается Рикеш. Частично это штука, но система доставки даббавала вправду местами превосходит современные аналоги. Так, индийский сервис доставки пищи Swiggy пока не вышел в прибыль, невзирая на миллионы баксов инвестиций и сотки тыщ юзеров.

Практически любой ресторан Мумбаи, что я посетила, дает онлайн-заказы, и курьеров на великах можно повстречать всюду. Но почему «аналоговый» подход даббавала до сего времени успешен и популярен? «Люди предпочитают домашние блюда и боятся заказывать что-то в ресторанах из-за нехороший гигиены. С домашней пищей не надо волноваться за желудок», — ведает Рикеш.

«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в

Мы спешим через станцию Чёрчгейт и выходим на улицы центрального Мумбаи. Разносчики сортируют контейнеры на тротуарах. Маленькие цветные метки на асфальте обозначают, кто заберет пищу и куда ее доставлять. В конце концов, велики нагружают обедами и мужчины всех возрастов от 18 до 80 лет разъезжаются по городку, чтоб доставить пищу офисным работникам.

Логично, что Рикеш очень гордится системой даббавала. Он разносчик в четвертом поколении. Его праотцы были курьерами с момента возникновения профессии в 1890 году, когда Махадео Хаваджи Бачче основал доставку в Колабе, центральном районе Мумбаи. В профессии доставщика даббавалы не много что поменялось с тех времен, и механизм работы остается постоянным, но разносчики пробуют привнести в работу что-то новое. По словам Рикеша, в финансовом плане дела у курьеров системы идут лучше, чем когда-либо. Люди платят до 1500 рупий (1500 рублей, курс индийской рупии практически равен рублю) за месяц за каждодневную доставку. Есть возможность заказать услуги даббавала по СМС и в онлайне. Не считая того, за клиентской базой разносчиков охотятся все рекламщики. На контейнерах располагают рекламу всего на свете, и раз в день ее лицезреют 200 тыщ человек.

«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в

По словам Рикеша, сеть даббавала — это к тому же экологичный и социально ответственный бизнес. В 2013 году система вместе с маркетинговым агентством McCann Mumbai запустила инициативу Share My Dabba («Поделюсь собственной пищей»), в рамках которой 16 тонн несъеденных товаров, оставшихся в контейнерах, пораздавали тыщам беспризорных малышей Мумбаи.

«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в

В отличие от европейских курьеров, которые месяцами протестуют против томных критерий труда и несправедливой оплаты, курьеры даббавалы довольны собственной работой. Они могут зарабатывать до 20 тыщ рупий, что считается неплохой суммой для Мумбаи. Схема работы кажется старомодной, но она умопомрачительно разумна и эффективна. Может быть, западной экономике стоит кое-чему поучиться у разносчиков из Мумбаи.


Отыскиваете наилучшие тексты PRTBRT по ссылке. Нас можно читать всюду, но в особенности комфортно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там прекрасно!